Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам — москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний.
Одним из таких собраний стал Русский музей П. Ф. Карабанова. Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в 1790-е годы, задолго до возникновения массового интереса к этому явлению. Павел Федорович происходил из старинного русского дворянского рода, в котором бережно хранили семейные реликвии. Свой домашний музей он формировал на протяжении более пятидесяти лет. К середине XIX века это было уже достаточно обширное собрание, состоявшее из музейной части, куда входили произведения декоративно-прикладного искусства, библиотеки с ценными рукописями, старопечатными книгами и автографами знаменитых россиян, а также кабинета эстампов и минцкабинета. Современники называли музей П. Ф. Карабанова второй Оружейной палатой. Император Николай I, узнав об этом собрании, тотчас принял решение приобрести его. Коллекционер не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице — Отечеству. В мае 1851 года, после смерти П. Ф. Карабанова, его частный музей был перевезен из московского особняка на Петровке в Оружейную палату. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда она получила в дар не один или несколько предметов, как нередко случалось, а целое собрание. Однако вскоре после описания памятников карабановского музея они по воле императора были разделены на несколько частей. Значительная часть произведений прикладного искусства была оставлена в Оружейной палате, остальные были отправлены в Петербург. В настоящее время экспонаты Русского музея П. Ф. Карабанова, помимо Оружейной палаты, хранятся в фондах нескольких знаменитых музейных и библиотечных собраний: в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и в Российской национальной библиотеке.
Любителями истории в XVIII—XIX вв. называли тех, чье неравнодушие к судьбе исторического наследия страны побуждало к поиску, сохранению и изучению памятников русской старины. После Отечественной войны 1812 года в просвещенных кругах русского общества с особой силой стал развиваться интерес к отечественным древностям. В огне пожаров погибло множество бесценных собраний и уникальных раритетов. Любители родной истории направили свои силы на поиск новых артефактов и введение их в научный оборот. Вследствие этого увлечения стали активно формироваться частные собрания, в XIX столетии значительную их часть составляли памятники русской истории и искусства.
Выставка в Музеях Московского Кремля позволила собрать вместе многие предметы из этого интереснейшего собрания, а отчасти — даже реконструировать сам Русский музей П. Ф. Карабанова. В разделах экспозиции во всем многообразии предстанут иконы и памятники личного благочестия, рукописные книги, драгоценная утварь и посуда, женские украшения XVII столетия и аксессуары «галантного века», предметы восточного происхождения, оружие. Особый раздел выставки посвящен подделкам и имитациям, которые неизбежно присутствовали в частных собраниях. Павел Федорович приобретал произведения различного художественного уровня, однако их объединяла одна тема — русская старина. Потому предметы из его собрания как нельзя лучше подошли для формирования экспозиции Дома бояр Романовых в древних московских палатах на Варварке — династического музея, созданного в середине XIX века, где памятники русского быта производили бы особое впечатление. Один из разделов выставки посвящен Дому бояр Романовых и представляет экспонаты, некогда украшавшие его.
В собрании Музеев Московского Кремля хранятся произведения из собраний и других московских коллекционеров XIX столетия, в разное время и при разных обстоятельствах поступившие сюда. Выставка расскажет о коллекциях графа А.И. Мусина-Пушкина, князя Н. Б. Юсупова, князя М. А. Оболенского, М. П. Погодина и позволит погрузиться в их мир. Эти замечательные собиратели так или иначе были связаны с П. Ф. Карабановым или Московской Оружейной палатой.
Выставочный проект является данью памяти людям, сохранившим для нас уникальные памятники культурного наследия России. Экспозиция объединяет более четырехсот произведений из Музеев Московского Кремля и других собраний страны, многие из них будут представлены широкой публике впервые.
При поддержке
Информационные партнеры
официальное информационное агентство
спонсор
стратегический медиапартнер
ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ
КАРАБАНОВ
(КОРОБАНОВ)
Он был одарен самыми прекрасными свойствами, какие только могут украшать человека: он был усердным христианином, пламенным патриотом, верным в дружбе, считал себя счастливым, когда мог помочь неимущему, имел характер привлекательный по теплой доброте своего сердца, по утонченной деликатности чувства и по своей необыкновенной скромности, одаренный любознательностью, страстно любя Отечество, он страстно любил и русскую историю и усердно ею занимался.
Князь П.В. Долгоруков
Павел Федорович Карабанов (1767−1851) происходил из старинного дворянского рода с богатой историей. Получив домашнее образование, с детских лет он числился в Преображенском полку, а в 1790 г. вышел в отставку в чине премьер-майора. В начале 1790‑х гг. переехал из Твери в Москву, где в 1802 г. женился на княжне Варваре Ивановне Гагариной (1779−1834). С этого времени жизнь Павла Федоровича переменилась. Женитьба принесла ему большое состояние, он окончательно оставил дела и всецело посвятил себя собиранию разнообразных древностей. Уйдя в отставку, он не был связан служебными обязанностями, поэтому имел достаточно времени для кропотливого и целенаправленного пополнения своей коллекции. Крупное состояние позволило ему комплектовать домашний музей, не стесняясь в средствах, но самым главным был всепоглощающий интерес к любимому делу, который он пронес через всю жизнь.
Основой коллекции стали семейные реликвии, которых, вероятно, было немало. Каждый предмет сопровождало предание, повествующее о том, при каких обстоятельствах он попал в семью, кому принадлежал ранее. Возможно, именно эти раритеты, связанные с историей России, к тому же мемориальные, оказали влияние на Павла Федоровича, определив основное направление его деятельности — собирание российских древностей. Формируя свою коллекцию, Павел Федорович не отдавал предпочтения памятникам какого-либо одного вида искусства, а стремился представить русскую старину во всем ее многообразии. По мнению современников, это сделало его собрание своеобразной «энциклопедией» предметов русского прошлого. В нем сочетались произведения высокого художественного достоинства и ремесленного, иногда даже кустарного производства, работы мастеров гравировального искусства и лубочные картинки, уникальные и серийные монеты и медали, но всех их объединяла принадлежность к памятникам русского быта.
По всей видимости, Павел Федорович начал формировать свою коллекцию в усадьбе в Немецкой слободе, купленной его отцом Федором Леонтьевичем Карабановым в 1790 г. С 1799 г. она принадлежала уже самому Павлу Федоровичу, но в 1802 г. после женитьбы он ее продал. В 1830—1840 гг. Павел Федорович поменял место жительства и купил особняк купца Г. А. Кирьякова на Петровке, в двух комнатах которого и разместилось собрание.
Вскоре о музее П. Ф. Карабанова заговорила вся Москва. Современники называли его второй Оружейной палатой. Дошли сведения о столь замечательном собрании и до императора Николая I, который решил его приобрести. Ответ коллекционера был следующим: «Посвятив всю свою многолетнюю жизнь собиранию отечественных древностей, я нахожу в нем единственное утешение при старости… Если его императорскому величеству благоугодно удостоить собрание мое его монаршим благоволением после моей смерти, то я счел бы за высочайшую милость дозволение повергнуть его к стопам государя императора… Это было бы для меня тем отраднее, что труд всей жизни моей сохранился бы от раздробления».
Значительная часть произведений прикладного искусства была оставлена в Оружейной палате, остальные были отправлены в Петербург. Экспонаты, с любовью собранные П. Ф. Карабановым, пополнили многие книжные и музейные собрания России. Сегодня они хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов, Государственного Русского музея.
В большинстве своем предметы имели русское происхождение, но П. Ф. Карабанов приобретал также произведения западноевропейских мастеров и даже восточные, поскольку они также бытовали в Русском государстве и нередко встречались в боярских домах. Поступали в коллекцию и предметы XVIII—XIX вв., почти современные ему.
В своей основе собрание сформировалось уже к 1840-м гг. Условно его можно было разделить на следующие разделы: музей, библиотеку и коллекцию эстампов. К музейной части относились предметы прикладного искусства, к библиотечному собранию — рукописи, рукописные и печатные книги, а также собрание автографов знаменитых россиян — монархов и членов их семей, государственных и общественных деятелей. Кабинет эстампов включал гравированные и литографированные портреты. Присутствовал в собрании и минц-кабинет. Источниками комплектования музея были аукционы, магазины, меняльные лавки, где, в числе прочего, Павел Федорович приобрел и множество поддельных предметов. Приобретались произведения и у известных собирателей.
Павел Федорович был похоронен в Покровском соборе Новоспасского монастыря в Москве. Эпитафия на его надгробии гласила: «Здесь лежит древний русский дворянин, любивший Отечество, Павел Федорович Карабанов».
В мае 1851 г., после смерти П. Ф. Карабанова, его частный музей был перевезен из московского особняка на Петровке в Оружейную палату. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда она получила в дар не один или несколько предметов, как нередко случалось, а целое собрание. Однако вскоре после описания памятников карабановского музея они по воле императора были разделены на несколько частей.
А.А. Осипов, около 1840 г.
Бумага; пунктир.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Портрет П. Ф. Карабанова
КНЯЗЬ НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ
ЮСУПОВ
Князь Николай Борисович Юсупов (1750−1831) — один из известнейших представителей аристократической фамилии, сенатор, государственный деятель, дипломат, образованный вельможа, известный коллекционер и знаток искусства.
При дворе князь Юсупов в разные годы занимал высокие должности: в 1791—1799 гг. был директором Императорских театров, с 1796 г. принял в ведение Императорский Эрмитаж и придворный театр, был главным директором Мануфактур-коллегии, с 1800 г. занимал пост министра Департамента уделов, являлся членом Государственного совета, трижды исполнял почетную миссию верховного маршала на коронациях российских императоров, ему была поручена организация траурных мероприятий в феврале 1826 г.
В 1814 г. Н. Б. Юсупов принял в свое ведение Экспедицию кремлевского строения и Мастерскую и Оружейную палату. За семнадцать лет под его управлением были проведены масштабные восстановительные работы пострадавшего от французского нашествия Кремля, были возобновлены Чудов и Вознесенский монастыри, а также внутреннее убранство пострадавших кремлевских соборов. Было вновь отделано здание Оружейной палаты, а в 1816 г. открылась первая экспозиция, что стало знаковым событием в истории музея. Тогда же увидел свет первый путеводитель по Оружейной палате, написанный по просьбе Н. Б. Юсупова писателем и издателем П. П. Свиньиным. Проводилась также реставрация предметов, пострадавших во время эвакуации.
В вопросах хранительской деятельности Оружейной палаты сказалось превосходное знание Юсуповым европейских художественный собраний, кроме того, опыт собирания собственной обширной коллекции, которая была весьма разнообразна и велика. Она включала станковую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр, рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив.
После 1917 г. Юсуповы вынуждены были покинуть Россию. Перед отъездом князь Феликс Юсупов втайне перевез фамильные украшения из Петербурга и вместе с предметами старины спрятал их в московском дворце. Клад был найден в 1925 г. и передан в Гохран. Впоследствии Д. Д. Иванов добился передачи в Оружейную палату сорока шести произведений западноевропейских и русских мастеров-серебряников из обширной коллекции, но главная его цель заключалась в спасении уникальных предметов юсуповского собрания от распродаж или переплавки для нужд государства. Они и поныне украшают экспозицию, напоминая о выдающемся коллекционере Н. Б. Юсупове.
К концу XIX столетия московский дворец Юсуповых был отреставрирован, интерьеры парадных залов и комнат воссозданы в русском стиле архитектором Н. В. Султановым, после чего дворец превратился в настоящий музей. В формировании общего облика интерьеров значительную роль сыграли оригинальные предметы юсуповской коллекции — произведения живописи, фарфора, старинного русского и европейского серебра. В парадных залах, столовой, кабинете князя Ф. Ф. Юсупова были устроены «древнерусские» поставцы, на которых разместили серебряные блюда, двойные и потешные кубки, стопы, ковши, братины и другие произведения западноевропейских и русских мастеров. В 1897 г. художник Л. М. Браиловский выполнил серию рисунков комнат юсуповского дворца, на них запечатлены, в числе прочего, серебряные произведения в интерьерах. Дворец Юсуповых стал еще одной достопримечательностью Москвы, одним из лучших образцов русского стиля. Его называли настоящим русским домом, сказочным, волшебным.
Основу собрания составляла картинная галерея, насчитывавшая до шестисот полотен. Собирать ее князь Юсупов начал на дипломатической службе и во время заграничных вояжей. Переехав из Петербурга в Москву, он перевез сюда и свою коллекцию. Для этого он приобрел у княгини М. А. Голицыной подмосковное имение Архангельское, где и разместилась основная ее часть. Небольшую часть коллекции князь оставил в своем московском доме в Большом Харитоньевском переулке. После кончины князя Н. Б. Юсупова коллекцию стали приумножать его наследники.
К концу XIX столетия московский дворец Юсуповых был отреставрирован, интерьеры парадных залов и комнат воссозданы в русском стиле архитектором Н. В. Султановым, после чего дворец превратился в настоящий музей. В формировании общего облика интерьеров значительную роль сыграли оригинальные предметы юсуповской коллекции — произведения живописи, фарфора, старинного русского и европейского серебра. В парадных залах, столовой, кабинете князя Ф. Ф. Юсупова были устроены «древнерусские» поставцы, на которых разместили серебряные блюда, двойные и потешные кубки, стопы, ковши, братины и другие произведения западноевропейских и русских мастеров.
В 1897 г. художник Л. М. Браиловский выполнил серию рисунков комнат юсуповского дворца, на них запечатлены, в числе прочего, серебряные произведения в интерьерах. Дворец Юсуповых стал еще одной достопримечательностью Москвы, одним из лучших образцов русского стиля. Его называли настоящим русским домом, сказочным, волшебным.
Е. О. Скотников, 1816 г.
Бумага; гравюра резцом.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.  С. Пушкина, Москва
Портрет Н.Б. Юсупова
граф Алексей Иванович
Мусин-Пушкин
Одним из самых знаменитых «любителей истории» был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744−1817). Мировую известность ему принесли находка и публикация бесценного памятника литературы Древней Руси последней четверти XII века «Слова о полку Игореве».
Алексей Иванович Мусин-Пушкин родился в Москве в дворянской семье 14 марта 1844 г. В детстве поступил в Артиллерийское училище, по окончании начал военную службу. В 1772 г. на несколько лет отправился в путешествие по Европе, посетил Францию, Голландию, Италию, где осматривал достопримечательности, знакомился с музейными собраниями и частными коллекциями редкостей. Очевидно, европейское турне упрочило его стремление к созданию собственного собрания древностей. Вернувшись в Россию, он приступил к воплощению этой идеи в жизнь.
Деятель эпохи Просвещения, граф А.И. Мусин-Пушкин начал свою карьеру на государственном поприще в 1789 г., возглавив Корпус чужестранных единоверцев — кадетский корпус для детей греческого происхождения. Вскоре он был назначен императрицей Екатериной II обер-прокурором Святейшего Синода. Правительница повелела собирать при Синоде древние манускрипты и старопечатные книги из монастырских книгохранилищ России.
Тогда же А.И. Мусин-Пушкин решил разыскивать древности в старинных русских городах посредством комиссионеров, которым он наказывал не жалеть денег на покупку редкостей. Коллекция стала быстро разрастаться. В нее влились рукописи из собраний протоиерея П. А. Алексеева, историка А. Н. Оленина, графа Г. И. Головкина. Несколько книг подарила коллекционеру императрица Екатерина II, она же приобрела для него библиотеку историка И. Н. Болтина. Иногда А. И. Мусин-Пушкин выкупал целые библиотечные собрания, в том числе профессора А. А. Барсова, историка и поэта И. П. Елагина, историка В. Н. Татищева.
В 1797 г. А.И. Мусин-Пушкин вышел в отставку и вскоре переехал из Петербурга в Москву, где поселился в большом особняке на Разгуляе, сюда же он перевез и свою коллекцию. Несколько редкостей было поднесено А.И. Мусиным-Пушкиным в 1809 г. императору Александру I и передано затем в Московскую Оружейную палату. За это император «в знак благоволения» удостоил графа «милостивым рескриптом», табакеркой с высочайшим портретом и назначил почетным членом Оружейной палаты.
В обширную коллекцию А.И. Мусина-Пушкина наряду с рукописями входили также автографы знаменитостей: императрицы Екатерины II, митрополита Димитрия Ростовского, частные архивы А. А. Барсова и И. Н. Болотина. Богатым был и минц-кабинет, а также имелось небольшое собрание живописи, фарфора, серебра.
Так было приобретено и знаменитое «Слово о полку Игореве». Рукопись «Слова» была опубликована в 1800 г. и вышла в свет значительным тиражом в 1200 экземпляров. Эта публикация оказалась бесценна — подлинник «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
В 1791 г. граф А.И. Мусин-Пушкин приобрел у книготорговца В. С. Сопикова архив историка и комиссионера императора Петра Великого П. Н. Крёкшина. Позднее А. И. Мусин-Пушкин купил еще одну часть бумаг, уже у наследников П. Н. Крёкшина.
Клаубер Игнац (Игнатий) Себастьян (1753–1817).
По живописному оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего, 1798 г.
Бумага; гравюра резцом.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.  С. Пушкина, Москва
ПОРТРЕТ А.И. МУСИНА-ПУШКИНА
Архив содержал интереснейшие документы времени царствования Петра I, включая автографы самого царя. Кроме того, в нем находились и древнерусские рукописи, в том числе «Летописец российский преподобного Нестора» (Лаврентьевская летопись).
Собрание А.И. Мусина-Пушкина очень скоро стало известным в кругу исследователей и коллекционеров, его имя вошло в число знатоков российской истории и ее древностей. В 1785 г. он был избран почетным членом Академии художеств, которую возглавлял в 1794—1799 гг.
В дни пожара 1812 г. коллекция погибла. Сохранилось лишь около двух десятков рукописей, которые, по счастливому стечению обстоятельств, находились вне дома. Граф тяжело переживал гибель своего собрания. Скончался А. И. Мусин-Пушкин 1 февраля 1817 г. Его отпевали в московском Богоявленском соборе, а похоронили в любимом имении Иловна Мологского уезда Ярославской губернии.
КНЯЗЬ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
ОБОЛЕНСКИЙ
Михаил Андреевич Оболенский (1806−1873) — основатель Государственного древлехранилища хартий, рукописей и печатей в Московском Кремле и музея «Дом бояр Романовых» на Варварке, директором которых он был до конца своих дней.
Михаил Андреевич Оболенский родился 2 января 1806 г. в Тульчине в семье генерал-майора князя Андрея Михайловича Оболенского, происходящего из древнего именитого рода. По традиции, в 13 лет он был определен в пажи, а в 1825 году был зачислен в лейб-гвардию. Получив ранение в битве, он оставил военную службу и перешел на работу в Министерство иностранных дел, где в течение 40 лет активно занимался изучением исторических документов.
Князь познал все ступени архивного дела: сначала был переводчиком, затем главным смотрителем в Комиссии печатания государственных грамот и договоров, в декабре 1840 г. М. А. Оболенский был назначен исполняющим обязанности управляющего Московского главного архива МИДа, а в 1848 г. был утвержден в должности управляющего архивом.
Там же хранится и личный фонд М. А. Оболенского, его «кабинетные бумаги», в состав которых вошли «старые каталоги» его книг и рукописей. Еще одна рукопись, новгородское Евангелие последней четверти XIV в. с искусными миниатюрами евангелистов, выполненное на пергамене, была подарена М. А. Оболенским Оружейной палате в 1852 г. Долгие годы она хранилась на аналое в молельне Теремного дворца, а в 1922 г. была передана в Исторический музей.
Известно, что князь М. А. Оболенский имел собственную коллекцию рукописей, а также большую библиотеку, которые завещал после своей смерти Московскому государственному архиву Министерства иностранных дел (значительную часть рукописей он передал туда еще при жизни). Сегодня это обширный фонд в Российском государственном архиве древних актов, сохранивший историческое название «Рукописное собрание князя М.А. Оболенского». В него входят славяно-русские рукописи XIII—XVIII вв., летописи, хронографы, разрядные и родословные книги и другие документы.
Древлехранилище просуществовало до октября 1882 г., затем было расформировано. Документы, без учета их прежнего места хранения, были перевезены в Московский государственный архив. Три бронзовых ковчега с историческими рукописями решено было оставить в Теремном дворце.
По живописному оригиналу К. П. Брюллова.
Москва, Литография при Музеуме на Мясницкой (Литографская мастерская при музее Строгановского училища), 1874 г.
Бумага; хромолитография.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.  С. Пушкина, Москва
ПОРТРЕТ М.А. ОБОЛЕНСКОГО
М. А. Оболенский исследовал и выпустил в свет множество важных документальных источников. С 1838 г. он начал выпускать свое собственное издание под названием «Сборник князя Оболенского», выходившее в течение двадцати лет с уникальными документальными материалами, в том числе из личного собрания князя.
В 1853 г. на М. А. Оболенского было возложено создание, а затем и заведование Государственным древлехранилищем хартий, рукописей и печатей при Оружейной палате в Московском Кремле, история замысла которого связана с именем Николая I. Древлехранилище задумывалось как отражение духовного и интеллектуального развития Древнерусского государства, точно так, как Оружейная палата олицетворяла материальное благосостояние царского двора.
Музей открыли в 1859 г. Реставрация палат Романовых — одно из крупнейших явлений в истории русской археологии.
М.А. Оболенский отдавал все силы работе, любил общение с учеными, много читал, мог проводить целые ночи за старыми рукописями. Память об М. А. Оболенском сохранилась в экспонатах из его собрания, а также в его многочисленных трудах, которыми и по сей день пользуются исследователи.
Хронологические рамки коллекции ограничивались периодом преобразований Петра Великого. Документы предполагалось разместить в восьми серебряных ковчегах, проекты которых было поручено создать академику Ф. Г. Солнцеву. Все рукописи и печати поступали в Древлехранилище и изымались из него только по высочайшему повелению.
В 1856 г. князь по высочайшему повелению был назначен председателем ученой комиссии, учрежденной по поводу возобновления палат бояр Романовых в Зарядье (родовой вотчине, где, согласно преданию, появился на свет родоначальник царской династии Михаил Федорович) и созданию там музея, руководство которым также было возложено на него.
МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ
ПОГОДИН
Михаил Петрович Погодин (1800−1875) снискал себе славу одного из самых известных и удачливых собирателей русских древностей.
М.П. Погодин родился в Москве в семье, происходившей из крестьян. Талант, целеустремленность и трудолюбие позволили ему достичь немалых высот на поприще науки. Окончив Московскую губернскую гимназию, он поступил в Московский университет на словесное отделение, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятив ее Н. М. Карамзину и его «Истории государства Российского», которая определила направление его деятельности на всю жизнь.
В кругу любителей истории и в мире коллекционеров и антикварной торговли М. П. Погодин имел весьма обширные связи. У него была большая сеть агентов, которые отыскивали и поставляли для него предметы старины. Результатом более чем двадцатипятилетней собирательской деятельности и явилось то самое прославившее М. П. Погодина собрание, названное Древлехранилищем. Самой значительной его частью было собрание рукописей, поскольку эта область знаний наиболее интересовала ученого.
Среди переданных произведений значительное число составляли памятники из собраний П. Ф. Карабанова и М. П. Погодина (1 404 предмета из собрания Погодина). Позднее они перешли в Музей древнерусского искусства Петербургской академии художеств, а оттуда в 1897 г. в Русский музей императора Александра III.
Этот значительный комплекс в Оружейной палате не задержался надолго. В 1856 г. в Московскую дворцовую контору поступило распоряжение Святейшего Синода о передаче предметов церковного назначения в Синодальную ризницу.
Была составлена подробная опись переданных в Оружейную палату вещей. Собрание было разделено на семнадцать отделений и включало церковные предметы, венцы и оклады, медные иконы и кресты, кресты-тельники, каменные иконы, костяные иконы и кресты, иконопись, деревянные резные иконы и кресты, столовую и домашнюю утварь, вещи, «принадлежавшие к мужским и женским нарядам», хрустальную посуду, каменное оружие, «курганные вещи, найденные близ Мурома», восточные предметы и найденные на месте Золотой Орды, а также «разные предметы» (в том числе шитые иконы).
Петр Федорович Борель.
По фотографии Карла Августа Бергнера, 1860 г.
Лист из издания: Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1869. Т. 2.
Бумага; литография.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.  С. Пушкина, Москва
ПОРТРЕТ М.П. ПОГОДИНА
Именно с них и началась коллекция, включавшая рукописи на пергамене, древние грамоты и старопечатные книги, а также автографы знаменитых россиян, начиная от представителей императорской фамилии и до современников.
Древлехранилище в целом составе было приобретено императором за сто пятьдесят тысяч рублей серебром и перевезено в Петербург. Всего около 5000 единиц рукописей, фрагментов рукописей, грамот, автографов, старопечатных книг, а так же 115 портретов и гравюр поступили в Императорскую публичную библиотеку. Остальное отправили в Императорский Эрмитаж.
Коллекция располагалась в доме М. П. Погодина на Девичьем поле, для нее владелец заказал специальные шкафы: она хранилась «в пятидесяти с лишком шкафах и двухстах картонах». В 1852 г. он принял решение продать Древлехранилище в казну, надеясь, что собрание полностью останется в Москве и будет преобразовано во Всероссийский народный музей, во главе которого он видел себя. Император знал об этом, но имел другие планы.
В Оружейной палате сохранилось совсем немного предметов из коллекции М. П. Погодина, преимущественно оружие. При посещении Публичной библиотеки, осматривая погодинское собрание, «государь император изволил отозваться, что нисколько не жалеет о значительной сумме, заплаченной за собрание Погодина, так как оно теперь, будучи ограждено от опасности растрат, навсегда соделалось достоянием науки».
Однако вскоре практически все эти предметы по распоряжению императора Николая I вновь были возвращены в Москву.
Погодин стал преподавать историю в Московском университете и заниматься научными исследованиями. В 1834 г. он защитил докторскую диссертацию. Много времени и сил ученый уделял изданию журнала «Москвитянин», где активно публиковал свои заметки. В 1844 г. он оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя науке и коллекционированию, страсть к которому проявилась у него еще в детские годы, когда он начал собирать подшивки журналов. Окончив университет, он стал формировать свое Древлехранилище, где собирал памятники русской истории.
В Древлехранилище были представлены и вещественные предметы старины: иконы, лубочные картины, оружие, посуда, ткани, литые образа, медные и серебряные кресты, древние вислые печати, монеты и медали.
Продав коллекцию, М. П. Погодин не оставил любимого дела. Он продолжил собирательство, но, безусловно, не успел уже достичь в этом многого. Да и вряд ли какая-либо коллекция могла сравниться с Древлехранилищем — делом всей его жизни.